19 Апреля 2024 г. Нечетная неделя

Проектирую атомные станции по всему миру

31 Марта 2021
1827
 Версия для печати

Интервью с Михаилом Космачёвым, выпускником Высшей школы атомной и тепловой энергетики 2011 года
 

Как давно Вы закончили Институт энергетики? Какие эмоции при слове Политех у вас возникают сейчас?

10 лет назад, весной 2011. Легкая грусть и ностальгия по тем временам, такая же светлая, как мраморная лестница или залитая осенним солнцем 315 аудитория.

Сколько лет работаете по специальности? Что больше всего нравится? Чем гордитесь?

В конце четвертого курса 12 апреля 2010 я устроился на полставки техником в АО «Атомпроект», после получения диплома было повышение до инженера, дальше пошли категории 3,2,1-ая примерно раз в два три года каждая. Итого 10.5 лет проектирую атомные станции по всему миру.

Нравится создавать новое, моменты, когда знания и навыки превращаются во что-то, осязаемое и можно ощутить, что работа становится ремеслом, а процесс творчеством. Когда, отметка за отметкой, система за системой, перебирая десятки вариантов на бумаге, решая невозможные междисциплинарные коллизии, рождается целое функциональное здание - часть большого проекта.

Особую гордость испытываю за два сданных объекта, Белоярскую АЭС под Екатеринбургом и АЭС в Бушере Исламская республика Иран. Там и там я занимался разработкой и авторским сопровождением систем машинного зала. Это уникальные объекты. БАЭС - триумф нашей науки, не имеющий аналогов в мире, первая ступень замкнутого ядерного топливного цикла и шаг в сторону решения глобального энергетического кризиса будущих поколений. Бушер - невероятно сложный проект с сорокалетней историей, по накалу страстей напоминающий классические сказки востока. (Историй из командировок в Иран хватит на отдельный рассказ.)

Что дал Университет и чего не дал, а нужно было бы? За что ценит работодатель, деловые партнеры?

Прежде всего Университет научил меня учиться, трезво оценивать обстановку, находить и фильтровать информацию, эффективно управлять ресурсами, не бояться дедлайнов, не пугаться глобальных проблем. Задача любой сложности может быть решена, если ее разбивать на подзадачи и планомерно методично решать одну за другой. На мой взгляд это ценные качества для любого сотрудника. Не могу сказать, что Университет мне что-то мог не дать, открыты были все возможности, все что было нужно мне - я брал.

Что больше всего врезалось в память из студенческой жизни? О чем детям расскажете?

Пицца у метро за 27р. в перерывах между парами, песни строем после военных сборов под окнами четвертой общаги, изготовление шпор для экзамена по матану.

Кого из преподавателей, сотрудников, однокурсников вспоминаете теперь? Благодарны ли кому-то и за что?

Благодарен всем преподавателям кто смог пробудить интерес к предмету: Александру Электроновичу (физика), Эдуарду Леонтьевичу Китанину (Тепломассобмен), Кацу, Робозерову (Химия), Суханову (Теория Автоматического Управления), Бакаеву (Теория Переноса Нейтронов).

Однокурсников вспоминаю, отличные парни, сплоченный коллектив, можно сказать студенческое братство, каждый готов был прийти на помощь и в учебе и в жизни, наверно поэтому мы прошли пять курсов без потерь. Многие остались в отрасли и сейчас коллеги. А с Лехой Вороновым мы вообще близкие друзья.

Какой был любимый предмет? Какой нелюбимый? Почему? Какие знания и навыки пригодились?

Интерес к предмету напрямую зависел от преподавателя. Матан давался очень тяжело, абстрактное мышление у первокурсника работать отказывалось наотрез и было совершенно непонятно зачем вот это все нужно. В то время, когда любая наука, связанная с материальным миром заходила на ура, совсем без зубрежки.

Уже ближе к концу четвертого курса для меня стали откровением лекции Академика РАН (не помню фамилию и предмет) когда практически все что было пройдено до этого по всем предметам обобщалось, и оказалось, что знания в конкретной области это частности, которые подчиняются фундаментальным принципам и законам, помня о которых всегда можно вывести нужную формулу и понять любое взаимодействие.

Какие у были планы на первом курсе, и совпали ли они в конечном итоге с карьерой?

После школы хотел быть программистом, как говориться, что-то пошло не так и специальность «информационные системы и технологии» на кафедре атомных и тепловых энергетических установок оказалась готовит больше инженера с углубленным знанием САПРа и Bim, а не разработчика специфического прикладного софта. Хотя на четвертом курсе на выставке вакансий вписался за халявные печеньки и выйграл конкурс от IT компании на должность программиста. Получается полученные в Университете знания открывали множество путей. Пара моих одногруппников неплохо устроились в IT индустрии. Моя дорога, как потомственного инженера, уже тогда четко смотрела в сторону энергетики.
 

Какие у вас планы на будущее. Чего хотите достичь?

Хочу домик в тихом месте со столярной мастерской и маленькой винокурней в подвале. Вот такие планы, хочу их достичь.

Что пожелали бы студентам Института энергетики?

Идти до конца, всю жизнь учиться и помнить, что «Хорошего человека никаким образованием не испортишь» (Корень)

беседовала Наталья Донмез